Дневник экспедиции от Валентина Сипавина. День 23.
23 день. 3.05.2019.
К ночи ветерок усилился. Я помню все свои ночи на высоте 7000 и выше, особенно те, которые спал без кислорода. Но эта была, наверное, лучшая по качеству сна. Во-первых, в этот раз у меня был новый офигительный тёплый спальник и я спал только в двух слоях термобелья.
Хотя, помню, как в прошлом году еле дотянул до утра, стуча зубами, хоть и был одет в высотные штаны и пуховку прямо в спальнике! Во-вторых, мы положили в ноги бутылки с горячей водой, это тоже дало тепла и кайфа.
На такой высоте очень важно, особенно когда несколько человек спит в палатке, чтобы был приток свежего воздуха и отток углекислоты. Поэтому я приоткрыл немного молнию на палатке около лица и ,на удивление, быстро заснул.
Когда ветер усилился, то я не обратил на него особого внимания. Ну, ветер и ветер. Лишь при сильных порывах ветра просыпался только от того, что через открытую молнию каждый раз мне на лицо залетала нежная снежная пыль.
К середине ночи стало как-то сильнее трепать палатку, что один раз Катя не выдержала и даже спросила: «Валик, ну ты чего спишь, ураган ведь?!»
На что, я уже точно не помню, ответил, типа, ну ветерок, ничего страшного. Перевернулся на другой бок и дальше продолжил спать. Может быть именно такая моя уверенность передавалась Кате и она тоже продолжила спать.
Я за свою жизнь видел много ветров и даже фразами типа «нам дуги от палатки клали на лицо» меня не удивить. Но ближе к четырём часам утра я всё-таки несколько раз инстиктивно выбрасывал руку из спальника при затяжных порывах, чтобы придержать дуги палатки изнутри.
Уже потом, когда мы делились впечатлениями, Виталик рассказал, что от страха, что порвёт палатку, он полностью оделся в высотные штаны и пуховку и готовился к молниеносному разрыву палатки 😁.
И тут снаружи началась какая-то нездравая движуха. Я услышал голоса шерпов, и это были голоса не в палатках. Я крикнул Даве, нашему сирдару, пытаясь узнать, что случилось, но мой крик утонул в гуле ветра.
Я знаю, что Дава знает 😊 , что я не раздолбай в горах и, не смотря на отношения гид-шерпа, я всегда готов помогать, носить, готовить кипяток на равных. Поэтому я подсознательно понимаю, что если что-то случилось, то меня позовут на помощь. Крики всё усиливались, но к нам не прибегали шерпы, поэтому я спокойно лёг дальше подремать. Ветер продолжался и тут Дава заскакивает к нам в тамбур.
— Дава, что случилось?
— У нас порвало палатку!
— Епт, скажи, пусть шерпы залазят к нам в палатку и расслабьтесь!
— Нет, нет, у нас много работы!
— Помощь нужна, Дава?
— Спасибо, пока нет, я скажу!
И убежал.
Уже потом я узнал, что они в это время сворачивали туалетную палатку.
Через минут 20 Дава опять прибежал и сказал, что будет у нас в тамбуре готовить кипяток. Я еще раз позвал их к нам в палатку, но опять сильно дунуло и Дава опять убежал. Я стал потихоньку одеваться. Становилось светло. Было видно, что палатка полная снега. В снегу было всё: спальники, ботинки, рюкзаки. От ветра даже из нижних карманов палатки повылетали рации, аптечка, очки и другие мелочи. Я выглянул из палатки в сторону АВС и увидел восходящее солнце и немного туч. Хоть палатку и продолжало крепко трепать, ничего не вызывало беспокойства. Ну, непогода, мало ли, это же горы. А потом я выглянул в другую сторону (сторону Эвереста) и напрягся. Нереально чёрная и огромная туча висела над Горой, над Чангцзе клубились огромные снежные флаги, показывая, что ветер сильный.
Я оделся в комбинезон, который мне подарила принимающая компания и который я взял для тестирования для начала на 7000, обулся и стал топить снег на горелке, которую забросил Дава часом ранее. При этом я крикнул Паше с Виталиком, что пора отваливать вниз и чтобы они собирались. При этом разбудил Катю, которая, к моему удивлению, поворчала «дай ещё полчасика», но дисциплинированно начала шевелиться и одеваться.
Катя собралась быстро, парни уже одевали системы и кошки на улице. Вылезли из палатки, шерпы говорят, что порвало в хлам три палатки шерпов и еще две палатки нашей фирмы с другими клиентами и одну ещё чуток. И они весь скарб пытаются привязать к забитым в фирн снежным якорям. Помог им.
Услышав о готовности Кати и Виталика к движению, я дал команду идти к перилам. Паша сказал, что догонит, не верить ему у меня оснований не было :).
Отваливали быстро. Потому что иногда порывы ветра были такие, что снежно-ледовой крошкой больно било в лицо, причём, не по 5 секунд, как это обычно бывает, а затяжными порывами до полминуты дат так, что становилось сложно вдохнуть.
В какой-то момент услышали крики, но не разобравшись в их причине, продолжили спуск.
Потом нас догнал один из шерпов и попросил у меня запасные тёмные очки. Понял, что это наш Дава его ко мне послал, догадываясь, что у меня они точно есть. Так и случилось, спасли парня :).
А потом нас догнал и сам Дава, рассказывая, как порывом ветра унесло 4 шерпских рюкзака со спальниками клиентов, двух индусок и ещё по мелочи. Но разбираться внизу будем, сейчас нужно валить вниз.
С индусами, как всегда, печалька. Мы этот детский сад встретили еще по пути в Базовый лагерь. Это реальная школьная (!!!) группа, которая после года обучения и каких-то восхождений, идёт на Эверест. Ну это полный песец… Недаром, когда дунул сильный порыв ветра, этих бедных девчушек, ростом по 150 см., швырнуло вниз с площадки в пропасть. Благо, зависли они на горизонтальных перилах метрах в 8-10 ниже по склону. Шерпы, конечно, вытащили этих двух малявок, которые были в шоке и не могли говорить, забрали у них рюкзаки, ведь их, шерпов, рюкзаки всё равно улетели…
Как я говорил, перила в этом году покруче прошлогодних, поэтому даже я пару раз использовал спусковуху.
Кстати, жумары Grivel с вмонтированной спусковой пластиной в ручку — это настоящая находка!
В одном месте между сераками увидели тупо улетевшую собранную чью-то палатку Marmot без видимых повреждений, видать, её просто плохо закрепили…
Чуть менее часа понадобилось нам, чтобы сбежать до начала перил. Было часов 7 утра. Приустали. Посидели и пошли на crampons point, по дороге обдумывая, что делать с улетевшими спальниками.
На crampons point сняли системы и кошки и побрели в лагерь АВС.
По плану у нас в этот день должна была быть пуджа в АВС. И из-за сильного ветра даже в АВС шерпы решили проводить Пуджу в кухонной палатке! Я такое в первый раз видел!
Пуджа заняла часа 2, я прилёг с краю и чуть пару раз не вырубился под заунывные молитвы шерпов…
Потом стали собирать совет по спасению рюкзаков и спальников. Завтра по прогнозу снега много и шерпы хотят сегодня после обеда сходить поискать их. Видимо много у них там и своего улетело.
Решают, что пойдут вшестером. Четверо будут ждать на перилах, а двое взяли верёвку, ледовые молотки, штук 5 ледобуров и даже каски.
Предлагаю помощь, свои рации. Но Дава говорит, что примерно видел, куда всё улетело, типа, недалеко от перил, скоро вернутся.
Мы пошли поваляться в палатках, хотя нехило задувало. Да и к тому же снег пошёл.
Парни вернулись ещё засветло, нашли 3 рюкзака со всеми спальниками. Один рюкзак так и не нашли. А ещё один, по их словам, лежал в полуметре от узкой глубокой трещины, и, если бы чуть в сторону, то фиг бы достали!
Ну что сказать. наши шерпы — красавчики! Сами накосячили, сами быстренько исправили. Молодчаги. Вечером они пришли к нам и мы ещё долго сидели и болтали про всякое и радовались, что всё так закончилось.
Разошлись по палаткам уже под достаточно сильный снегопад и после ночёвки на высоте 7000 метров тут затянулось вмиг под нежный шелест снежинок о палатку…